Главная » Файлы » Методкабинет » Воспитатель

Пенягина А.В. Художественное конструирование , как средство развития креативности творческих способностей детей
27.11.2014, 17:24

 «Истоки творческих  способностей
                                                               и дарований детей – на кончиках их
                                                               пальцев» В.А.Сухомлинский


  
  Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Отечественные психологи и педагоги  - Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, Н.Н.Поддьяков, Н.А.Ветлугина и др. – доказали: творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Подтверждение тому – множество открытий, создание  интересных, порой оригинальных рисунков и конструкций.                                                    
  По определению С.И.Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие  предметы. Способность -  природная одаренность, талантливость.
 Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способность к их развитию.
 По моему мнению,  эффективным средством для развития творческих способностей  детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.
 В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой, что приводит по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».
 Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Работая с детьми, размышляла над вопросами: как организовать детское конструирование и как им руководить? Как развить творческие способности дошкольников в конструировании, как добиться того чтобы каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 
 Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Художественное конструирование в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей  у дошкольников, а также делает воспитание и обучение детей при помощи художественного конструирования актуальным. 
Поэтому мною была разработана система работы с детьми старшего дошкольного возраста, целью, которой является развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественного конструирования.


  Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:


•    Создать условия для развития и реализации способностей каждого ребенка.
•    Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
•    Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
•    Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
В своей работе использую следующие формы организации обучения художественному конструированию, которые, по моему мнению, в большей степени развивают у дошкольников творческие способности (по Л.А.Парамоновой).


    Конструирование по образцу
(обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа). 
    Конструирование по теме
   (дети сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.) 
    Конструирование по замыслу
(умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок)
    Конструирование по условиям
(задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер)


   При разработке системы работы по художественному конструированию я ознакомилась с вопросами теории и практики таких исследователей как  В.Г. Груба, Э.К.Гульянс, А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван, А.Р.Лурия, Л.А.Парамонова, Н.Н.Поддьяков, О.А.Сафонова и др. Это явилось методологической основой моей работы.
Ожидаемый результат. Предполагается, что организованная работа по художественному конструированию, будет способствовать повышению развития творческих способностей детей:
 - Дети  будут создавать «образы» (конструкции) – выразительные, оригинальные, удаленные от исходных данных, наделять одни и те же «образы» разными свойствами.
- Научатся строить «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей.
- Научатся планировать свою работу, добиваться результата.
- Дети смогут самостоятельно экспериментировать с новым материалом.

 


Основные педагогические условия, обеспечивающие реализацию этой системы:


•    Совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом.
•    Обеспечение взаимосвязи специальных организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей.
•    Предоставление детям разнообразных материалов и возможности пользоваться ими по своему усмотрению.
•    Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности игрой, сочинением сказок и др. и включение его в широкий спектр событий детской жизни.
Система работы с дошкольниками по художественному конструированию включает в себя:
-  цикл тематических занятий;
-  комплекс  дидактических игр;
-  работу с родителями.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний, умений, навыков по художественному конструированию, развитию творческих способностей дошкольников.

Работа  планируется по следующим разделам:

I раздел - «Самоделкино». Работа с бросовым материалом. Темы занятий: 
•    Игрушки для дома и улицы. «Подарки малышам» - матрешки из пластиковых бутылок разной емкости; веселые человечки и забавные зверушки, гусеницы и бабочки из пластиковых  футляров «киндер-сюрприза».  «Магазин игрушек» - работы из пластиковых и картонных упаковок; веселые человечки из проволоки; фотоаппараты из картонных коробок, стаканчиков от йогурта или колпачков и т.д.
•    Город – сегодня, вчера, завтра. Многоэтажные дома из упаковок из-под сока; крепости и замки из картонных коробок.
•    Космос. Космические корабли из пластиковых бутылок; робот – монстр из картонных коробок и т.д.
•    Зоопарк. Фигурки животных из спичечных коробков, трубочек от бумажных полотенец, забавные животные из цветной проволоки.
•    Автомобили. Модели разных видов пассажирского и грузового транспорта.
II раздел - «Волшебная бумага».  Работа с бумагой, освоение техники оригами, объемной скульптурой.  Темы занятий:
•    Сказочный мир. Поделки на основе треугольника к отогнутыми к соответствующим сторонам  углами.  «Теремок» персонажи из сказки, «Аленький цветок» и др.
•    Волшебные цилиндры. Закручивая прямоугольник в цилиндр, и добавляя детали по своему выбору, можно получить бусы, бабочку, божью коровку, дерево, фонарик и т.д.
•    Волшебные превращения круга.  Закручивание круга в конус («низкий»), полукруга в конус («высокий»)
•    Город будущего. Конструирование домов разной конфигурации.
III раздел – «Природная мозаика». Работа с природным материалом (шишки, ветки, ракушки, песок и т.д.)  Дети создают забавные игрушки, 
картины, панно, портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок. Темы занятий:
•    Мы из сказки; Замок для Золушки; Букет для Снегурочки; Веселый снеговик; Портрет Деда Мороза и т.д. (2)


Для воспитания самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх, развития их творческих способностей разработала комплекс дидактических игр по типу «Танграм», направленных на создание плоскостных изображений предметов, животных, людей, из специальных наборов геометрических конструкторов. Живой и образной может быть игра из спичек. Животные, человечки, домики, деревья из спичек, счетных палочек легко меняют положение своих составляющих, трансформируются друг в друга. Наборы геометрических фигур в играх могут заменять предметы-заменители (пробки от пластиковых бутылок, спичечные коробки, коробки от конфет и т.п.) Данные игры для ребенка открывают новые возможности самостоятельной деятельности, количество предметов может быть ограничено, может  нет, и нет жестко заданной схемы (последовательности действий), что стимулирует активный самостоятельный поиск способов воплощения замысла и позволяет комбинировать части в различных сочетаниях, развивают  творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  Не менее важным условием  развития творческих способностей детей  является активное участие в образовательном процессе  родителей, которые должны быть первыми помощниками своим детям. 
Детские поделки использую в оформлении детского сада, организую выставки из природного материала к собраниям и праздникам. 
При взаимодействии  с родителями использую такие формы работы: консультации, папки – передвижки, при организации совместных дел провожу с участием родителей выставки, изготовление поделок, детско-родительские занятия, развлечения, родительские собрания. Опыт работы по развитию творческих способностей детей очень заинтересовал родителей моих воспитанников. Дети из дома приносят разнообразные поделки, сделанные с помощью родителей. Например, отец Алины заинтересовался нашей коляской из спичечного коробка и смастерил вместе с дочкой из такой же коробочки и бумаги  машину «Победа». Старшему брату Жене, очень понравилась мебель для кукол, и он сделал два маленьких телефончика.

 

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на все новое и необычное и, превращаясь в маленьких конструкторов, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.
Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей на 12%, конструктивных навыков на 16%.  
уровни    Развитие творческих способностей детей    Развитие конструктивных навыков
                Начало года    Конец года    Начало года    Конец года
высокий    12%                    24%             17%                  33%
средний    79%                    76%             69%                  66%
низкий      9%                      -                 14%                   -

Таким образом, улучшение показателей в группе обусловлено использованием предложенной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию. Стабильная, систематическая работа в данном направлении  позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Позитивные результаты моей работы указывают: Дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе прошлого опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети  стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством, приобрели оригинальный склад мышления. Проявляли живой интерес к знаниям. (3)

 

Категория: Воспитатель | Добавил: admin
Просмотров: 2531 | Загрузок:
Форма входа
Заведующий
Ст. воспитатель
Методкабинет
Мед. кабинет
Родителям
Статистика