Методические
рекомендации по формированию элементарных
экологических представлений у детей
старшего дошкольного возраста: «Открываем
календарь…»
Воспитатель
МБДОУ № 2 М.
П. Малыш ст.
Ленинградской, Краснодарского края.
Систематические
наблюдения за одними и теми же явлениями
природы целесообразно фиксировать в
календарях погоды. В этом случае также
могут быть прослежены различные изменения
растений, животных, явлений неживой
природы, а также условия, при которых
эти изменения произошли. Отображение
событий картинками, значками или
схематически имеет значение, прежде
всего, для эффективности самого наблюдения
- ребенок возвращается к тем представлениям
и впечатлениям, которые он получил,
рассматривая объект природы, и тем самым
закрепляет их, уточняя детали и
особенности. Поэтому ведение календарей
погоды развивает наблюдательность
детей, совершенствует их способность
к анализу, выделению главного и
второстепенного. Особое значение
для экологического воспитания старших
дошкольников имеют настольные календари,
в которых дети ежедневно фиксируют
состояние погоды. Особое значение
имеет такой календарь, в котором
фиксируются не только изменения объекта
наблюдения (ветер, осадки, тучи и т.д.),
но и условия, при которых эти изменения
происходили, т. е. собственно экологические
связи: солнечный день, значит, на небе
сияет солнышко. Устанавливаются связи
и взаимодействие факторов внешней
среды. В этом случае связи в природе
становятся наглядными: календарь
помогает воспитателю продемонстрировать
их детям. Для дошкольников это важно
потому, что причинно-следственные связи
они познают на уровне наглядно-образного
мышления. Педагогу необходимо
уделить специальное внимание «недельной
методике ознакомления дошкольников с
сезонными явлениями природы». Ее описание
имеется в технологиях экологического
воспитания детей всех возрастных
групп. Главные особенности этой
методики заключаются в следующем: -
наблюдения за сезонными явлениями
природы во всех возрастных группах
планируются на одну неделю каждого
месяца (отсюда название методики —
«недельная»). Оптимальным вариантом
являются вторая или третья неделя; -
одна неделя в месяц обязательных
ежедневных наблюдений с детьми независимо
от различных обстоятельств (подготовка
к празднику, мониторинги и пр.) позволяет
воспитателю проводить данный цикл
наблюдений интересно, разнообразными
приемами (игровая ситуация, проблемная
ситуация и др.), позволяет наращивать у
старших дошкольников самостоятельность
в видении и оценке природных явлений; -
наблюдения за природой являются
экологическими, т. к. они сочетают в себе
комплекс взаимосвязанных явлений:
прослеживают зависимость сезонного
состояния объектов живой природы
(растений, животных, человека) от факторов
неживой природы (погоды). Эта зависимость
наглядно представлена в календарях
природы; - наблюдения за погодой,
небом, солнцем, ветром рассматривание
деревьев и кустарников, покрова земли
сопровождаются ведением календаря, в
котором ежедневно фиксируется день
недели и погода, в конце недели изображается
картина живой природы, отражающая
состояние растений, изменений в одежде
людей в данную неделю данного месяца.
Фиксация ежедневных наблюдений за
состоянием погоды осуществляется
значками-пиктограммами, а в конце недели
рисунком; - фиксация наблюдений в
календаре осуществляется детьми под
непосредственным контролем воспитателя,
который вначале показывает, обучает, а
затем помогает и контролирует
самостоятельные действия детей. Работа
с календарем развивает наглядно-образное
и схематическое мышление дошкольников; -
заполненный календарь погоды (не менее
трех месяцев) отражает сезонные изменения
природы, ее экологическую закономерность
— зависимость состояния растений от
факторов неживой природы. Страницы
календаря, представленные одновременно,
— это наглядно-образная модель
изменяющейся погоды, а следовательно
и природы, которая позволяет формировать
у старших дошкольников динамические,
обобщенные представления о сезоне,
помогает им понять закономерный характер
изменений природы в каждый сезон; -
промежуток в три недели между
спланированными наблюдениями позволяет:
а) заметить детям яркие изменения в
природе; б) возобновить интерес к
наблюдениям у детей, и поэтому осуществить
их работу с календарем качественно; в)
педагогу сэкономить учебное время и
использовать его для другой педагогической
деятельности; -
одновременно дошкольники закрепляют
временные понятия: неделя, количество
дней в неделе, названия дней недели, их
последовательность и классификацию
(рабочие дни и выходные дни). При
этом педагоги практикуются в следующих
моментах: правильном изготовлении
календарей для своей возрастной группы;
в методике проведения наблюдений за
объектами природы и фиксации их в
соответствующих календарях; в использовании
заполненных календарей на занятиях,
формировании по ним у старших дошкольников
обобщенных представлений о
природе. Воспитатель может также
объявить конкурс на лучшее ведение
календаря погоды. Данный метод воспитывает
желание детей вести календарь погоды
аккуратно, воспитывает внимание при
выборе и обозначении правильной
пиктограммы (схематического изображения).
В своей практике я применила наиболее
простые и доступные для восприятия
старшими дошкольниками значки-схемы:
ясный, солнечный день – изображение
солнца, полностью закрашенное красным
цветом; облачный день – солнце наполовину
закрашенное; пасмурный день – изображение
тучки синего цвета; наличие осадков –
тучка и капельки дождя (снежинки). Данные
схематические изображения дети научились
определять в результате предварительных
наблюдений за состоянием погоды, с
наступлением нового времени года.
Использованная
литература:
1. Виноградова Н. Ф. Воспитание положительного
отношения к природе. Дошкольное
воспитание.- 1981. 2.
Зверев И.Д. О приоритетах экологического
образования / Экологическое образование
в России: теоретические аспекты. М.,
1997. 3.
Николаева С. Н. Общение с природой
начинается с детства. — Пермь, 1982г. 4.
Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина
Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей
среды в дошкольном учреждении. М., 1993 5.
Рыжова Н. А. Ветер, ветер, ты могуч. —
Методическое пособие по экологическому
воспитанию дошкольников. — Тамбов,
1994. 6. Рыжова Н. А. Наш дом — природа. —
Дидактические пособия по экологическому
воспитанию дошкольников. // Дошкольное
воспитание.- 1994 .- № 7. 7. Рыжова Н. А.
Невидимые ниточки природы. Методическое
пособие по экологическому образованию
детей младшего возраста. — М.: Международный
университет, 1995. 8.
Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб. методич.
комплекс по экологическому. образованию
дошкольников. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. 9.
Экологическое воспитание дошкольников:
Пособие для специалистов дошкольного
образования. /Автор-составитель
С.Н.Николаева. – М.: Издательство «АСТ»,
1998. 10. Ясвин В.А. Психология отношения
к природе. М., 2000.
|