Главная » Файлы » Старший воспитатель » Старший воспитатель статьи

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
07.02.2014, 16:29

>>Ссылка на печатную версию<<



Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

 станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

Практическое пособие

(из опыта работы)


Разработал:

Пономарёва Елена Михайловна

старший воспитатель МБДОУ

детский сад

общеразвивающего вида № 2




станица Ленинградская

2013 год

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учрежденийродителям.


Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют логопеды. Мнемотехникой и кинезиологией (наукой о развитии головного мозга через определенные движения рук) пользовались Аристотель и Гиппократ. Педагоги и родители, занимающиеся с детьми, также могут использовать метод мнемотехники, при обучении пересказу и составлению рассказов, при загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок и стихотворений наизусть.

К.Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показывает практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы:

  • являются дидактическим материалом по развитию речи;

  • их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;

  • использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

  • Развитие речи и пополнение словарного запаса.

  • Преобразование образов в символы.

  • Развитие памяти, внимания и образного мышления.

  • Развитие мелкой моторики.

Методика мнемотехники-несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному».

Мнемотаблицы очень просто изготовить самим для занятия в детском саду на любую тему. Можно составлять схемы для запоминания к стихам и рассказам, пословицам и поговоркам. Очень удобно пользоваться методом мнемотаблиц при составлении описательных рассказов. Как сформировать речь ребенка и помочь ему почувствовать ритм речи, наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения? Используйте мнемотехнику.

Схемы и символьные таблицы – это помощники, которые помогают воспринимать слуховую информацию, перерабатывать зрительную информацию и, не боясь ошибиться, воспроизводить её.

Специально для детей нашего ДОУ я разработала мнемотаблицы (схемы с картинками) для заучивания пословиц и поговорок. Сначала мы с детьми заучивали пословицы по картинкам на схемах, потом они сами научились схематически изображать текст пословицы или поговорки. В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети научились сами придумывать символьные картинки и могли легко заучить или пересказать любой текст.

В результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:

  • Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

  • Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.

  • Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

  • Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.

В современной педагогике перед педагогами стоят задачи открыть путь к сердцу и уму маленького ребенка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей.

Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы и поговорки. В пословицах и поговорках запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю развития, отражают характер народа, его симпатии и антипатии. Этот аспект языкового сознания фиксируется в высказывании К.Д.Ушинского о том, «что природа страны, ее история, отражаясь в душе человека, выражается в слове. Люди исчезли, но слова, создаваемые ими, вошедшие с сокровищницу - родной язык, остались бессмертными».

Пословицы, поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения. Именно благодаря своему разнообразию пословицы и поговорки прекрасный материал для развития речи. Постигая смысл пословиц, ребенок развивает мыслительные способности, а, стараясь объяснить значение, совершенствует навыки связной устной речи. Предлагаю рассмотреть систему ценностей пословиц и поговорок.

Считаю, актуальность выбранной темы обусловлена следующими моментами:

  • недостаточное понимание речи окружающих, недостаточная сформированность фразы, связного рассказа, обогащение и уточнение словарного запаса;

  • низкий уровень человеколюбия, трудолюбия в современном обществе;

  • недостаточная изученность влияния пословиц и поговорок как литературного жанра на воспитание дошкольника.

Теоретические выводы могут быть использованы воспитателями в работе с дошкольниками в детском саду.

Общая характеристика пословиц и поговорок

1. Определение и анализ пословиц и поговорок

Термины «пословицы» и «поговорки» - русские. Их связь с корнями слов «говорить», «говор», «слово» свидетельствует и том, что данные конструкции появились и употребляются в живой разговорной речи.

Пословица - это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное народное изречение,

Поговорка это меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия.

Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях.

Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую. Это часть пословиц: «Молодо-зелено, а погулять велено»; «Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться»; «Чем черт не шутит, когда Бог спит». Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей.

В.И.Даль сказал: «Поговорка - цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки при всей своей краткости и лаконичности представляют собой весьма сложные образования. С одной стороны, пословицы и поговорки - явление языка, устойчивые сочетания. С другой - это логические единицы, выражающие то или иное суждение. С третьей - это художественные миниатюры, обобщающие факты самой действительности. Логической формой пословиц является суждение. Общеутвердительные суждения проявляются в очень категорической форме, что придает пословице особую значимость: «Друзья познаются в беде», «Землю солнце красит, а человека труд», «Учение - путь к умению».

Общеотрицательные суждения так же отражают отношения и связи явлений, но в них кроме утверждения обязательно содержится отрицание: «Не игла шьет, а руки»; «Один в поле не воин»; «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Дети высказывают свое мнение, рассуждают, В большинстве случаев при общей теме в значениях пословиц наблюдаются определенные различия в смысле. Чем больше таких оттенков умеет различать человек, тем выше культура понимания пословиц.

Так, две пословицы на тему «Дружба»:

«Крепкую дружбу и топором не разрубишь»,

«Друг познается в беде».

Смысл первой пословицы заключается в том, что настоящей, хорошей дружбе не страшны любые испытания. Смысл второй - настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то невзгоды, не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации. В этом и заключается самое большое достоинство пословиц - они освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и в разных отношениях и жизненных ситуациях.

Велико значение использования пословиц и поговорок для развития логического мышления. В настоящее время в педагогической литературе не часто затрагиваются вопросы, связанные с использованием пословиц, поговорок и загадок в логопедической работе с детьми, имеющими различные нарушения речи. До настоящего времени в психолого-педагогической литературе, посвященной обучении и воспитанию детей не сложилось целостной системы использования малых форм устного народного творчества в работе с дошкольниками. С целью изучения особенностей восприятия, понимания, и употребления малых фольклорных форм детьми с проводится следующая работа:

  • исследование детей;

  • наблюдение за детьми на занятиях и в свободное время;

  • беседа с родителями о каждом ребенке.

Полученная информация помогает построить исследование с учетом возможностей и личностных особенностей детей, определить оптимальную степень трудности диагностических заданий. Для качественного анализа данных, полученных в результате исследования, а также в целях установления положительного эмоционального контакта с детьми, я выяснила, какие пословицы и поговорки знают дети, любят ли отгадывать и составлять загадки, используют ли загадки, пословицы и поговорки в собственной речи в детском саду и дома. Результаты опроса родителей показали, что родители обнаруживают интерес к устному народному творчеству, но не обладают достаточными знаниями и практическими умениями по использованию в общении с детьми потешек, колыбельных, пословиц, поговорок, загадок. Целью применения разнообразных считалок, загадок, поговорок обычно является желание педагога создать мотивацию на предстоящую деятельность, поддержать познавательный интерес, коммуникативную активность детей. Пальчиковые игры, забавы, заклички, запевки в основном используются для организации детей в игре, режимных моментах, на прогулке.

Проведенное исследование позволило выявить особенности восприятия малых фольклорных форм детьми старшего дошкольного возраста:

1 задание - детям предлагалось объяснить смысл пословиц - у 60% детей наблюдается полное непонимание смысла пословиц (например, когда человек ничего не делает, не слышит и не поет «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»); наблюдались отказы от выполнения данного задания; 20% детей -демонстрировали понимание прямого смысла пословицы (товарища выручи, а сам погибни – «Сам погибай, а товарища выручай»); 12% детей понимают скрытый смысл, заключенный в пословице (без труда ничего не сделаешь – «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).

2 задание объяснение образных выражений 50% детей не улавливают скрытого смысла образного выражения (когда холодно или тепло-душа в пятках – «душа в пятки ушла»); у 30% детей наблюдается буквальное понимание смысла образных выражений («золотые руки» - значит, гирю бить или человека бить); высказывания 18% позволяют судить о том, что дети способны отойти от конкретного факта и понять скрытый смысл образно выражения («душа в пятки ушла» - бывает, если страшно или когда сильно испугался).

3 задание - отгадывание и составление загадок - 60% ответов при отгадывании описательной загадки и загадки с отрицательным значением («Пушистая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе» - это туча, она по небу плывет и дождик льет); 15% -метафорическая загадка; 20% - трудность в составлении загадок, в большинстве случаев, называют заранее известную загадку. Те дети, которые самостоятельно придумывают загадки, несущественные признаки для описания предмета, не могут сравнить, сопоставить его с чем-либо, затрудняются в подборе слов для выражения своих мыслей. Некоторые дети отказались от выполнения задания.

Трудности установления причинно-следственных связей, задержка в формировании семантических полей, недостаточный уровень сформированности лексических средств языка, а также возрастные особенности проявляются в особенностях понимания и употребления детьми фраз, пословиц с переносным значением.

В течение исследования детям сложно было выразить свои мысли. В речи они не употребляют абстрактных понятий, редко используют обобщенные слова, затрудняются в доказательстве своего суждения. Рассуждения детей часто непоследовательны, нелогичны. Высказывания имеют краткий, отрывистый, грамматически неоформленный характер.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что старшие дошкольники имеют некоторые особенности восприятия, и употребления малых фольклорных форм.

Методы и приемы работы с пословицами и поговорками

Владимир Иванович Даль, являющийся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал сборник русский народных пословиц, который является богатейшей и полнейшей кладовой народной мудрости. Все пословицы в них распределены по основным тематическим группам: «Родина», «Хлеб», «Добро-милость», «Дружба», «Природа» и т.д. Такое распределение хорошо подходит в работе с детьми детского сада, так как весь лексический материал распределен по темам, В старшей группе, когда начинаем только работать с пословицами, подбираем пословицы, которые имеют только прямой смысл, а пословицы с двойным смыслом надо вводить постепенно в подготовительной группе.

К пословицам с прямым значением относятся: «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»; «На чужбине жить - слезы лить»; «Рыбам - мореэ птицам - воздух, а человеку – Родина». Эти пословицы относятся к теме: «Родина», «Город». При беседе о Родине пословицы характеризуют значимость Родины для человека: «Всякому мила своя сторона»; «На чужбине и собака горюет»; «Родимая сторона - мать, чужая – мачеха».

Пословицы призывают человека жить в том месте, где родился, любить и защищать это место: «Хвали заморье (чужую сторону), а сиди дома»; «Где сосна взросла, там она и красна».

Слово «Родина» и его синоним «Отечество» активно употребляется в детской речи. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

По теме: «Профессии, откуда хлеб пришел?» пословицы, связанные с понятием «работа», говорят о значимости работы для жизни каждого человека: «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи»; «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки» определяют работу как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий, и без усилий, старания никакого дела не сделаешь.

Прочитав пословицу «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть», предлагаю осмыслить содержание - как вы понимаете ее? Вспомнить случай, когда можно было ее употребить. Очень важно, чтобы дети не просто находили необычные слова, но и умели их объяснить.

Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Таким образом, начинаю работу над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом. Предлагаю послушать пословицы:

«Декабрь год кончает, а зиму начинает»;

«Лето - припасиха, зима – подбериха»;

«Весна красна цветами, а осень – плодами»;

«Весна зажги снега, заиграй овражки».

Как вы думаете, о чем говорится в этих пословицах? О природе. А эти пословицы учат чему-либо? Чему же они учат? Правильно народ, много наблюдал за природой, ведь если знаешь ее законы, то можно устроить свою жизнь, что она будет более хорошей. Поэтому народ и передавал в пословицах свои наблюдения

Благодаря этим приметам можно предсказать урожай, лучше подготовиться к зиме. Поэтому приметы передавались из поколения в поколение

Ознакомившись с эффективными приемами и методами работы с пословицами, можно сделать выводы:

1. Ребенок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребенка все, что имеет для него определенную значимость.

2. Использование пословиц и поговорок и работа над ними, повышает уровень воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания и трудолюбия.

3. У детей повысился уровень познавательной и речевой деятельности, повысился и обогатился словарный запас.

4. Через пословицы и поговорки развивали и формировали грамматический строй, связную речь, способствовали речевой активности дошкольников .

Использование пословиц и поговорок позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по тема


Категория: Старший воспитатель статьи | Добавил: admin
Просмотров: 2346 | Загрузок:
Форма входа
Заведующий
Ст. воспитатель
Методкабинет
Мед. кабинет
Родителям
Статистика