Главная » Файлы » Методкабинет » Воспитатель

Ю.Н. Шконда Картотека сюжетно-ролевых игр старший дошкольный возраст 4 часть
01.12.2016, 20:58

«Геологическая экспедиция»

Сюжетные линии игры:

- организация геологической экспедиции для исследования различных мест страны (тайга, тундра, степь, горы) на наличие природных ископаемых в толщах земли (разведка полезных ископаемых);

- обсуждение плана поиска по карте-схеме;

- сбор оборудования для экспедиции;

- организация бытовых условий геологов (жилье, питание);

- оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях;

- организация отдыха (правил во время пути, отдых у костра перед сном).

Игровые роли: руководитель геологической экспедиции, геологи, связист, врач, повар, химик лаборатории.

Атрибуты, игровой материал: рюкзак, лупа, фонарик, веревка, компас, кирка, бур для бурения земли, муляж теодолита (прибора для измерения углов), набор кисточек-сметок, лопаты, сито, контейнеры и пластмассовые для хранения образцов полезных ископаемых и почвы, блокнот, ручка, карандаш, маркер, линейка, карта (группы, участка, территории ДОУ), фотоаппарат, бинокль, рация, наушники, палатка, гитара, котелок, тренога для котелка, шумовка, половник, макет костра (дрова, «огонь»), топор, набор продуктов, посуда (миски, ложки, кружки), колокол, аптечка (стетоскоп, шприц, бинт, зеленка, йод, лейкопластырь, жгут, грелка, кислородная маска, пинцет, эластичный бинт), микроскоп, бейджики, повязка с условными обозначениями героев (руководитель, врач, связист, повар и т.д.), спецодежда для геологов, спецодежда для химиков лаборатории.

Ролевые действия

Руководитель экспедиции: объясняет задание – провести разведку полезных ископаемых в определенной местности; указывает это место на карте (если игра проводится в группе – карта групповой комнаты, если на участке – карта участка) с отметкой пункта назначения. Задает маршрут пути. Рассказывает об оборудовании, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей геолого-разведывательной группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательное решение.

Геологи: складывают рюкзаки; идут намеченным маршрутом; находят полезное ископаемое (камень, песок, глину, мел), складывают образцы в специальные контейнеры, колбы, отправляют в лабораторию на анализ; отмечают на карте местонахождение полезного ископаемого.

Изучают строение земной коры, берут пробы почвы.

Определяют, содержатся ли в данной местности (в недрах земли) драгоценные камни.

Делают фотосъемку месторождений. С помощью теодолита определяют рельеф местности, топографическую съемку. Составляют геологические карты, на которые наносят места нахождения полезных ископаемых. Получив результаты лабораторных исследований, уточняют данные о полезных ископаемых на картах.

Во время похода делают привал – отдыхают, принимают пищу.

Врач: оказывает первую медицинскую помощь – обрабатывает раны, перебинтовывает, накладывает жгут, повязку, делает обеззараживающие уколы, меряет давление, температуру. Проводит профилактические осмотры участников экспедиции.

Повар: организует питание участников экспедиции (устанавливает треногу, разводит костер, готовит пищу), ударом в колокол собирает участников экспедиции у костра.

Связист: по рации держит связь с базой, докладывает о передвижениях, о найденных полезных ископаемых.

Химик лаборатории: проводит анализ присланных образцов ископаемых (определяет состав горных пород, структуру). Полученные данные передает геологам.

«Дизайнерская студия»

Сюжетные линии игры: организация услуг по оформлению интерьеров (выбор клиентами понравившегося интерьера из каталога; подбор и расстановка мебели для спальни, гостиной, кухни; оформление интерьера тканями (шторы, драпировка), цветами; оформление заказа).

Игровые роли: администратор студии, приемщица заказов, дизайнер, флорист, заказчик.

Атрибуты, игровой материал: образцы обоев, тканей, штор и ламбрекенов, картинки с изображениями люстр и светильников, напольных покрытий, украшений из цветов, каталог с образцами оформления интерьеров, стенд «Уголок покупателя» (на нем размещена следующая информация: документация по организации работы студии: разрешение на работу – лицензия, правила организации работы студии, телефон и адрес контролирующей службы, книга жалоб и предложений), бланки для оформления заказа, блокнот, карандаш, фланелеграф с набором картинок (мебели, светильников, штор и т.д.), набор игрушечной мебели, выполненные из картона макеты светильников, люстр, предметы быта – статуэтки, напольные вазы и т.д. (макеты крепятся на длинную деревянную шпажку для шашлыка и устанавливается на подставку, которой может служить кубик из строительного набора).

Ролевые действия

Администратор: вежливо встречает заказчика, предлагает, если это необходимо, подождать, угощает чаем, кофе, предлагает посмотреть журналы. Спрашивает, что заказчик хотел бы оформить, какой интерьер. Обговаривает сроки исполнения заказа, форму оплаты (наличную, предоплату или в кредит) и особые пожелания заказчика. Знакомит заказчика с дизайнером.

Дизайнер: предлагает заказчику каталоги с образцами оформления помещений, образцами обоев, мебели, штор, люстр и т.д. Выслушивает пожелание клиента, советует свои варианты оформления интерьера. Составляет проект оформления интерьера (выкладывает картинки на фланелеграфе). После того как заказ оформлен, обставляет интерьер (с использованием игрушечной мебели, макетов светильников, люстр, предметов интерьера, ткани).

Флорист: выясняет у заказчика, какие цветы ему больше всего нравятся. Предлагает посмотреть альбом по флористике. Помогает выбрать те растения, которые подойдут к интерьеру. Составляет икебаны, оформляет интерьер цветами.

Приемщица: оформляет заказ на специальных бланках (записывает имя, фамилию, что заказано, в каком количестве, подсчитывает стоимость заказа), принимает предоплату за изготовление заказа. Отмечает особые пожелания клиента. Оформляет квитанцию в двух экземплярах. Назначает дату и время исполнения заказа.

«Работа журналистов»

Сюжетные линии игры:

- редактор дает задание взять интервью или написать статью, заметку, репортаж на определенную тему: для передачи на телевидение; в газету, журнал;

- разработка макета газеты (журнала);

- игру «Работа журналистов» можно соединить:

1) с игрой «Телевидение»: на телевидении идет показ новостей, корреспонденты сообщают новости с разных концов страны; телевидение проводит конкурс «Минута славы», корреспондент рассказывает об участнике и его достижениях;

2) с игрой «Типография»: типография принимает от редакции сверстанный номер газеты, журнала или макет книги, набирает, печатает тираж по заказу редакции;

3) с играми «Почта» и «Книжный магазин»: дети покупают газеты, журналы. Продавец рассказывает, где и о чем можно прочитать, посмотреть.

Игровые роли: редактор газеты, телевидения (шеф-редактор), корреспондент (репортер), художник-дизайнер, верстальщик, фоторепортер, диктор телевидения.

Атрибуты, игровой материал: телефон, микрофон, фотоаппарат, видеокамера, блокнот, ручка, ноутбук, диктофон, фотографии, макеты газет, журналов, статей, фотоматериалов, рисунков.

Ролевые действия

Редактор газеты или телевидения (шеф-редактор): дает задание взять интервью или написать статью, заметку, репортаж на определенную тему. Принимает и согласовывает готовый материал, в случае необходимости вносит коррективы и дает советы по доработке материала, поиску заголовков для материалов. Ведет колонку редактора в газете, журнале, в которой помещаются написанные им статьи. Продумывает размещение рекламы. Принимает решение, какой материал будет интересен читателям, и будет публиковаться, как будет выглядеть готовый номер издания (газеты, журнала).

Проводит редакционные собрания, где утверждается рабочий план, кто о чем будет писать, и обсуждается, какие темы и области жизни можно было бы отразить в настоящий момент и в будущем.

Корреспондент, репортер: продумывает вопросы, затем вежливо берет интервью у детей своей группы, у детей соседних групп, у физруков, поваров на кухне и т.д. Делает сообщение на телевидении. Готовит заметки (статьи, репортажи) в газету (журнал). Обсуждает с редактором, где и как лучше разместить материал, какое название ему дать, каким фотоматериалом сопроводить.

 Художник-дизайнер: создает иллюстрации, красиво оформляет газеты, журналы, книги.

Верстальщик: делает макет газеты, журнала, книги (компонует вместе тексты, рисунки, фотоматериалы).

Фоторепортер: фотографирует людей, объекты и печатает фотографии, приносит их редактору для утверждения.

Диктор телевидения: информирует зрителей о последних новостях, представляет репортера, корреспондента и его информацию.

«Зоопарк»

Сюжетные линии игры:

- в зоопарк привозят новых питомцев;

- сотрудники зоопарка осуществляют уход за обитателями зоопарка;

- дети из детского сада приходят на экскурсию в зоопарк.

игровые роли: директор зоопарка, экскурсовод, работники зоопарка, врач (ветеринар), смотритель зоопарка, кассир, посетители.

Атрибуты, игровой материал: игрушки-животные (12-15 штук), строительный материал (для постройки вольеров и клеток, в которых содержатся обитатели зоопарка), конструктор, машинки, инвентарь (ведерки, метелки, тазики, тряпочки и т.п.), фартуки, косынки, нарукавники, корм для животных (изготовленный из пластилина, пенопласта, трубочек для коктейля, цветной бумаги и др.), чемоданчик с медицинскими инструментами, билеты, окошко кассы, фото-, видеокамеры.

Ролевые действия

Директор зоопарка (много знает о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке): составляет расписание кормления животных, график посещения зоопарка, организует приобретение новых животных (покупку или обмен с другими зоопарками), составляет график привоза новых животных, отвечает за их размещение и содержание, организует рекламные акции, например, размещает рекламу с предложениями:

- всем детям до 5 лет посетить зоопарк бесплатно в честь рождения детеныша какого-нибудь животного;

«Кафе»

Сюжетные линии игры:

  • посетители приходят в кафе позавтракать, пообедать, ужинать;
  •  семья отмечает в кафе праздник (день рождения),
  • в кафе устраивается дегустация блюд.

Игровые роли: повара, официант, посетили, администратор, аниматор (клоун).

Атрибуты, игровой материал вывеска «Кафе», стойка для посуды, меню, посуда, столовые приборы, еда (муляжи выпечки, салатов, бутербродов, мороженого, фруктов, конфет, овощей, коробок с налитками, соков), салфетки, салфетницы, скатерти, деньги, сумки, кошельки, микрофон для караоке, весы, миксер, калькулятор, компьютер, телефон, электроплита магнитофон, кассовый аппарат, ценники, блокнот, карандаш.

Ролевые действия

Повара: готовят разные блюда, оформляют их для подачи на стол,

красиво расставляют их на стойке, моют посуду.

Посетители приходят в кафе, моют руки, изучают меню, выбирают понравившиеся блюда, едят, вступают между собой в общение, расплачиваются за заказ, благодарят за обслуживание, оставляя чаевые официанту. Отмечают праздники: приглашают аниматора, участвуют в конкурсах, поют песни в караоке.

Официант: принимает заказ у посетителей, рассказывает, из чего приготовлено блюдо, советует, какое блюдо выбрать, ориен­тируясь на вкусовые пристрастия посетителей.

Передает заказ поварам, приносит посетителям заказанные блюда, выписывает счет за обслуживание, приносит счет, принимает плату за заказ

Аниматор (клоун) - организует развлекательную программу для детей(привлекает их к участию  конкурсах, танцах играх).

Администратор: утверждает  меню кафе, заказывает продукты, принимает заказы на проведение торжеств, рекламу кафе, решает возникшие спорные вопросы.

«Полет космонавтов»

Сюжетные линия игры

  •  старт космического корабля с космодрома,
  •  пребывание космонавтов в полет
  •  выход в открытый космос, посещение других планет,
  •  ремонт  космического корабля,
  • встреча марсиан и землян космонавтов

         Игровые роли: командир корабля, пилот, бортинженер, космонавт, врач, диспетчер наземной службы.

         Атрибуты, игровой материал: костюмы космонавтов, скафандры для выхода в открытый космос,  шлемы, модуля для постройки ракеты, панель приборов, пульт управления полетом, экран со съемочными картинками с изображением космических пейзажей, наушники, микрофон, карта звездного неба, макеты планет, макет Солнечной системы, макет вращения Земли вокруг Солнца, планшет, пища для космонавтов в тюбиках, инструмент для ремонта ракеты, чемоданчике, (гаечные ключи, молоток, отвертка, пила), приборы для исследований (пробирки, колбы, медицинское оборудование) в сундучке, роботы, шлемы роботов, флаг России, шапочки и костюмы для марсиан.

Ролевые действия

Командир корабля: готовит летательный аппарат к старту, проверяет готовность экипажа и оборудования; садится за пульт и производит вместе с пилотом взлет ракеты, отдает приказы на борту корабля; планирует деятельность экипажа во время полета, распределяет обязанности между членами экипажа, следит за соблюдением порядка на борту, за безопасностью, осуществляет переговоры с Землей.

Пилот: совершает вместе с командиром взлет и посадку космического корабля, принимает вахту у командира корабли, пилотирует летательный аппарат, следит за показаниями датчиков и всех систем корабля, ориентируется по карте звездного неба, отмечает координаты нахождения корабля.

Бортинженер: проводит обслуживание и ремонт технической части корабля (двигателя, датчиков, шлюзов) выполняет пред и послеполетную подготовку летательного аппарата, участвует в разработке и испытании новых технических систем.

Космонавты: выполняют приказы и поручения капитана корабля,  осуществляют выход в открытый космос, сбор проб  грунта для эксперимента на других планетах, проводят заправку аппарата. Устанавливают российский Флаг на планетах, которые они посещают. Наблюдаю и комментируют увиденное ( планеты, мимо которых пролетают) ( на «звездном небе» переставляют макеты планет). Проводят фото-видеосъемку космических объектов.

Врач: следит за состоянием здоровья экипажа, проводит медико-биологические исследования, эксперименты в условиях невесомости.              

 Диспетчер наземной службы: дает команду для старта и приземления, ведет переговоры е космонавтами (дает новые задания, справляется о событиях на борту, сообщает о событиях, происходящих на Земле, передает прилеты от родственников.

 Марсиане: дружелюбно встречают космонавтов разговаривают на «марсианском» языке, обследуют приборы землян.

Категория: Воспитатель | Добавил: admin
Просмотров: 642 | Загрузок:
Форма входа
Заведующий
Ст. воспитатель
Методкабинет
Мед. кабинет
Родителям
Статистика