Главная » Файлы » Методкабинет » Логопед

Развитие словарного запаса у детей шести—семи лет
17.11.2014, 19:15

Консультация для родителей

 

 

Вашему ребенку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами, с домашним заданием. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребенок был готов не хуже других. Боясь что-то недодать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать детей на различные курсы, подготовительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями — и зачастую оказывается, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-«паразиты». Очень важна роль словарного запаса и при овладении ребенком в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро и главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к шести—семи годам. Дальше он будет «добирать» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.

Предложите игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

 

Игра «По дороге домой»

Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых они проходят, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

 

Упражнение «Что я загадал?»

Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».

 

Упражнение «Загадай — мы отгадаем»

Составление детьми загадок-описаний.

 

При знакомстве с многозначными словами желательно использовать наглядность: рисунки, иллюстрации, сами предметы. Например, гуляя в лесу, обратите внимание на сосновые и еловые иголки, вспомните, что иголки бывают швейными, медицинскими, иголками у ежа. Попросите ребенка объяснить значение слов в словосочетаниях: острая коса — длинная коса.

Большое значение в обогащении детского словаря имеет работа по словообразованию. Ребенок начинает понимать, как образуются новые слова: названия детенышей животных, профессий, посуды. Полезно знакомить с происхождением некоторых слов («Почему цветок — подснежник, а гриб — подберезовик?»).

Необходимо учить детей различать и подбирать слова близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы). Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря.

 

Упражнение «Скажи „наоборот"»

Взрослый называет слово, а ребенок — противоположное ему по значению: толстый — тонкий, сильный — слабый, мерзнуть — идти, война — мир и т. д.

 

Упражнение «Продолжи цепочку»

Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов: пища — еда — корм — продукты; жилище — дом — квартира — здание; идти — шагать — топать — шлепать; веселый — озорной — смешной и т.д.

 

Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называют?», «Скажи по-другому»).

 

Уважаемые родители! Занимаясь с ребенком, вы не только расширяете его представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление и воображение, но и формируете доверительные, теплые отношения.

 

Играем и развиваем грамматический строй речи

 

Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ваш ребенок научится правильно находить нужный по смыслу приставочный глагол, образовывать относительные и притяжательные прилагательные, подбирать глаголы-антонимы и строить с ними предложения.

 

«Из чего сделано?» (игра с мячом)

Взрослый, бросая мяч, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Например: Рукавички из меха — меховые. Стакан из стекла — стеклянный. Ваза из хрусталя — хрустальная.

 

 

«Чей хвост?»

Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.

Например: «У зайца какой хвост? — Заячий».

 

«Скажи „наоборот"»

Взрослый предлагает ребенку посмотреть на мальчика, который делал все наоборот. Мама просит его подойти — он отходит; мама просит убрать игрушки — он разбрасывает; скажет мама: «Повернись ко мне» — он отворачивается. Объясняя правила игры, взрослый просит ребенка представить, что бы сделал такой мальчик-«наоборот», если бы его попросили: встать; показать ладони; открыть рот; опустить руки; поймать мяч; согнуть руки; положить ручку; отодвинуть стул. (И т. п.)

Если подбор слов противоположного значения осуществляется без ошибок, можно продолжить игру и попросить назвать «действия „наоборот"» к предложенным действиям: входить, подбежать, подплыть, взлететь, подняться, опустить, выдернуть, повесить, поймать, отвернуться, чинить, завязать, спутать, влить, ссориться, кричать, трудиться, зажечь, придвинуть, спрашивать, обижать, ловить, пачкать и пр.

 

«Бывает - не бывает»

Взрослый просит ребенка внимательно слушать то, что он скажет. Если то, о чем он скажет, бывает, надо хлопнуть в ладоши и повторить сказанное; если не бывает — покачать головой и промолчать.

Взрослый медленно, отчетливо произносит сочетания слов:

Кошка летает. Рыбка летает. Воробей летает. Стол прыгает. Гусеница прыгает. Зайчик прыгает. Собака прыгает. Дом прыгает. Дорога прыгает. Лодка плавает. Корабль плавает. Топор плавает. Утюг плавает. Молоток плавает. Стол ходит. Кот ходит. Дом ходит. Лампа ходит. Рыба ходит.

 

«Подбери слово»

Взрослый предлагает ребенку внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие (глагол).

• Рыбка к камню... (отплыла или подплыла), от берега... (переплыла или отплыла), всю реку… (вплыла или переплыла)?

• Бабочка к цветку... (отлетела или подлетела), с ветки на цветок... (облетела или перелетела), вокруг капусты... (влетела или облетела), в комнату... (подлетела или влетела)?

глагол.

 

Перечисленные упражнения помогут развить речь вашего ребенка, что позволит ему выражать свои мысли более выразительно и правильно.

Уважаемые родители, не полагайтесь в решении проблемы развития речи своего ребенка только на дошкольное учреждение. Даже если в детском саду этому вопросу отведено достойное место, все равно постарайтесь разнообразить речевую практику дошколенка дома. Удачи вам и терпения!

 

 

Категория: Логопед | Добавил: admin
Просмотров: 3359 | Загрузок:
Форма входа
Заведующий
Ст. воспитатель
Методкабинет
Мед. кабинет
Родителям
Статистика